Производителям и импортерам товаров, упаковки, предусмотренных перечнем товаров и упаковки, реализованных на территории РФ и подлежащих утилизации.
- Экспортерам товаров и упаковки;
- Импортерам товаров и упаковки, использующим такие товары и упаковку для собственных нужд после утраты ими потребительских свойств.
- Производителям и импортерам товаров и упаковки при достижении нормативов утилизации;
- Производителям и импортерам товаров и упаковки, при отсутствии в Перечне таких товаров и упаковки;
- Производителям упаковки, которые реализуют (продают как готовый товар) другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции;
- Экспортерам товаров и упаковки;
- Импортерам товаров и упаковки, использующих такие товары и упаковку для собственных нужд после утраты ими потребительских свойств.
Расширенная ответственность производителя (РОП) предполагает, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов. Данные правоотношения регулируются статьями 24.2-24.5 ФЗ № 89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (введены в действие ФЗ № 458 от 29.12.2014).
Перечень таких товаров и упаковки утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3721-р. и содержит 40 групп товаров и 10 групп упаковки. В перечень периодически вносятся изменения, тем самым список групп товаров (упаковки) расширяется.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров и упаковки утверждены распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р.
В случае невыполнения нормативов утилизации по каждой категории товаров (упаковки), установленных Распоряжением № 3722-р, на производителей и импортеров товаров возложена обязанность по уплате экологического сбора.
Ставки экологического сбора при невыполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.
В основу механизма РОП был заложен принцип экономического стимулирования отрасли утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации и ставки будут пересматриваться только в сторону увеличения, и, соответственно, платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов будет и экономически, и экологически выгодно. Сумму, затрачиваемую на утилизацию товаров можно снизить, вступив в Ассоциацию «Экосбор».
Состав и срок подачи отчетности по экосбору в 2024 году
Наименование документа | Срок реализации товара и упаковки | Срок подачи в Росприроднадзор * | Нормативный документ, определяющий форму отчета |
Декларация о товарах и упаковке | 01.01.2023 – 31.12.2023 | До 15.04.2024 | Постановление Правительства РФ № 1417 от 24.12.2015 г. |
Отчет о выполнении нормативов утилизации | 01.01.2022 – 31.12.2022 | До 15.04.2024 | Постановление Правительства РФ N 2010 от 31.12.2020 г. |
Расчет суммы экологического сбора и уплата по нему | 01.01.2022 – 31.12.2022 | До 15.04.2024 | Постановление Правительства РФ № 1073 от 08.10.2015 г.; Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 |
* 1) производители товаров подают отчетность в территориальные органы Росприроднадзора;
2) импортеры подают отчетность в центральный аппарат Росприроднадзора;
3) если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.
Расчет и уплату экологического сбора необходимо выполнить организациям, которые производят следующие виды товаров:
- Бумага и картон (тара из гофрированного картона)
- Бумажные пакеты, хозяйственные санитарно-гигиенические принадлежности (тарелки, стаканы, подносы, салфетки из бумаги, туалетная бумага) канцелярские принадлежности из бумаги (тетради, блокноты, альбомы).
- Нефтепродукты
- Шины, покрышки
- Резиновые изделия
- Пластиковая тара (мешки, сумки, бутылки, коробки емкостью до 2 л.)
- Пластиковая упаковка (мешки, сумки, бутылки, коробки емкостью более 2 л.)
- Полое стекло (бутылки, банки, посуда, пробки, крышки)
- Тара из металла (консервные банки)
- Тара из металла (бочки, банки, ящики объемом более 300 л.)
- Аккумуляторы
- Аккумуляторные батареи
Полный перечень представлен в распоряжении Правительства от 31.12.2020 г. № 3721-р. Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.
Ответственность за отчетность по экосбору
Штраф за отсутствие либо несвоевременное представление отчетности. Статья 8.5.1 (пункт 1) КоАП РФ:
- на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 70 000 руб.;
- на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Штраф за представление отчетности в неполном объеме, либо с недостоверными сведениями. Статья 8.5.1 (пункт 2) КоАП РФ:
- на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей — 2-кратный размер суммы экосбора, подлежащей уплате по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 100 000 руб.;
- на юридических лиц — 2-кратный размер суммы экосбора, подлежащей уплате по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.
Штраф за неуплату в установленные сроки экологического сбора. Статья 8.41.1 КоАП РФ:
- на должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей — 3-кратный размер неуплаченной суммы экосбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
- на юридических лиц — 3-кратный размер неуплаченной суммы экосбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.
Расчет экологического сбора, подготовку декларации о количестве выпущенных товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также оформление отчета о выполнении нормативов утилизации — Вы можете доверить специалистам объединения «Экохолдинг».